Поправки в Основной закон о ВНС обсудили в программе «Контуры» на ОНТ

Поправки в Основной закон о ВНС обсудили в программе «Контуры» на ОНТ

В эфире итоговой программы «Контуры» Второго национального канала (ОНТ) вышел сюжет, посвященный обсуждению проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Речь шла о проекте дополнений, связанных с закреплением в Конституции статуса и полномочий Всебелорусского народного собрания как органа народовластия. Своим мнением о важности предлагаемых новаций поделился Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало.

20d9fdc6a42247b7d970548f4dc74176.jpg

— Вы — один из участников первого Всебелорусского народного собрания (ВНС). В чем была острота того времени, середины 90-х годов прошлого века, и чем та ситуация схожа с нынешним периодом конституционной реформы?

— Действительно, сама идея созыва первого Всебелорусского народного собрания возникла более 25 лет тому назад. Это было лето и осень 1996 года. Такой период острого противостояния между исполнительной ветвью власти, которую тогда возглавлял Президент страны, между Парламентом и Конституционным Судом. Речь шла о перераспределении полномочий между Главой государства и Парламентом и определении дальнейших путей развития нашей страны. То есть какой должна быть наша страна: то ли парламентской, то ли президентской республикой. И в Конституции отсутствовал механизм, способный устранить эти противоречия безболезненно и легко. Тогда глава государства предложил собрать ВНС и обратиться к народу как к единственному источнику государственной власти. Именно тогда родилась эта идея и было созвано первое ВНС, которое состоялось 19-20 октября 1996 года.

Количество участников было представительным — около 5 тысяч человек. Я принимал участие в нем в качестве делегата и выступающего как министр юстиции в то время. Моей целью было обоснование необходимости внесения изменений в Конституцию и стратегии развития нашего государства на дальнейшие 5 лет. Я говорил о том, что в тот период наша страна нуждалась в сильной президентской власти, поэтому необходимо ее усиление и переход от парламентской к президентской республике. В 1996 году абсолютным большинством голосов участников первого ВНС было принято решение поддержать внесение изменений и дополнений в Конституцию и вынести их на всенародный референдум, который состоялся 24 ноября того же 1996 года.

Одновременно тогдашний Верховный Совет подготовил свой проект изменений в Конституцию, которые предполагали вообще устранение института президентства в нашей стране и полного перехода на парламентскую форму правления. Конечно, в тот переходный период становления молодого белорусского государства такая форма государственного правления была не эффективна. И абсолютным большинством голосов на референдуме было принято решение поддержать те изменения и дополнения, которые выработало первое ВНС.

Это был первый положительный опыт совета с народом, и страна выбрала тот путь, который предложил народ как единственный источник государственной власти.

Затем было пять ВНС, на которых я тоже присутствовал в качестве делегата уже как Председатель Верховного Суда. Должен сказать, что, конечно, этот новый институт зарекомендовал себя как орган, который определяет стратегическое направление развития государства. И было очень странно, что законодательно деятельность этого института не была закреплена, тем более в Конституции.

Поэтому те изменения и дополнения в Конституцию, которые обсуждаются сейчас, продиктованы жизнью и тем положительным опытом, который продемонстрировало первое ВНС и затем 5 последующих.

Некоторые говорят о том, что этот дополнительный представительный орган народовластия является излишним, что он дублирует полномочия парламента. Я не разделяю таких позиций и считаю, что только народ как источник власти должен определять количество своих представительных органов, их функции и полномочия.

В предлагаемых изменениях в Конституцию как раз и дается полное определение ВНС, определяются его функции, полномочия, задачи. Этого как раз и не хватало. ВНС не дублирует функции парламента, эти функции ни в чем не пересекаются. Это не законодательный орган. Но он определяет, утверждает основные стратегические направления развития нашего общества и государства. Обеспечивает незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Конечно, ВНС наделяется некоторыми достаточно сильными полномочиями, но они как раз и нужны для принятия серьезных решений.

Должен сказать, что этот орган отличается от Парламента и тем, что в нем принимают участие 1200 человек. Это достаточно большое количество представителей по сравнению с Парламентом. И представительство народа достаточно значительно. Именно это делает ВНС высшим представительным органом народовластия среди других, которые существуют. Поэтому говорить о том, что этот орган кого-то дублирует, кого-то замещает, было бы неверно. ВНС — это самостоятельный орган народовластия, который возглавляет всю систему народовластия в нашей стране.

 Сейчас также достаточно острый период для нашей страны. Может ли, на ваш взгляд, ВНС и сегодня сыграть ключевую роль антикризисного органа?

— Да, безусловно. В этом и заключается его роль, потому что ВНС не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Оно как бы стоит над всеми ветвями власти и является своеобразным страхующим элементом, своеобразным арбитром в случае каких-то возможных разногласий, острых ситуаций между различными ветвями власти. То, что такие обострения могут быть, не исключается.

ВНС как раз и призвано устранять эти конфликты, разрешать противоречия и стабилизировать само общество и государство. Как раз в этом и есть определяющая роль ВНС.

— Какая атмосфера царила на первом ВНС?

— Это был действительно голос народа — участвовало почти 5 тысяч человек, которые высказывались очень откровенно, просто и при этом очень искренне. Это сыграло свою положительную роль. Сама резолюция первого ВНС была небольшая в несколько страниц, но там было твердо определено, по какому пути мы должны двигаться дальше. Думаю, что острота того периода как раз и была снята именно ВНС. Из всех делегатов было лишь 47 воздержавшихся и 11 против той резолюции, которая была принята на первом ВНС.

Некоторые называют тот период даже политическим и конституционным кризисом, поскольку в противостояние был вовлечен и Конституционный суд. Но я бы назвал тот период просто неким перепутьем, когда определялись, по какому пути должно двигаться дальше наше государство. Мне кажется, этот положительный опыт и был воспринят в деятельности последующих пяти ВНС, когда на каких-то таких сложных этапах именно ВНС как орган народовластия должен определять пути и направления развития нашего государства.

— Не делаем ли мы шаг назад, предлагая перераспределить полномочия?

— Да, действительно, часть полномочий перераспределяется. Передача части таких полномочий ВНС как органу народовластия как раз является шагом вперед, потому что на каждом этапе развития государства меняются цели, задачи.

Ведь посмотрите еще раз на полномочия ВНС, которые предлагают закрепить в Конституции. Оно утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; утверждает программы социально-экономического развития, заслушивает Премьер-министра, осуществляет иные установленные Конституцией и законами полномочия… Именно народ и является источником власти в нашей стране.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции.

Опубликовано:
Просмотров:
476