Тенденции развития регионального телевидения в Беларуси

Тенденции развития регионального телевидения в Беларуси

Как известно, главной целью региональных медиа является удов­летворение потребностей аудитории в местной информации. Эта задача важна не только в региональном, но и в общереспубликанском масшта­бе, поскольку особенность функционирования социальной информации такова, что общегосударственное человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И в этом смысле местное теле­видение обладает уникальной возможностью вести информационно- пропагандистскую работу в условиях максимальной приближенности к потребностям и ориентации человека.

Именно на этом факторе – близости к повседневным проблемам и нуждам людей – и основывается развитие региональных СМИ: газет, радиовещания, отдельных телепередач на республиканском телеканале областных студий, а затем и самостоятельных местных телеканалов. Не­обходимо отметить тот факт, что на современном этапе существования региональных СМИ, когда тиражи районных газет невелики, с ликви­дацией проводного радиовещания практически исчезло местное радио, роль регионального телевидения значительно возросла. Фактически оно остается чуть ли не единственным каналом информационного обе­спечения аудитории местной информацией.

Если обратиться к истории регионального телевидения, то можно вы­делить ряд общих проблем, с которыми обычно сталкиваются местные телекомпании в своем развитии. Первые частные каналы появились в Беларуси в конце 1980-х годов, после принятия первых законов о коопе­рации и предпринимательской деятельности. Бурные социально-эконо­мические и политические преобразования способствовали количествен­ному росту местных телеканалов, когда энергичные и предприимчивые люди обратили внимание на те исключительные возможности, которые кроются в этой незаполненной на тот момент нише белорусского инфор­мационного пространства.

К середине 1990-х годов количество местных телекомпаний в Беларуси возросло до сотни. И все они при создании своего контента проходили один и тот же путь: производство реклам­ных блоков (от примитивной бегущей строки до рекламных клипов), музыкально-поздравительных программ, в основе которых лежали не­лицензионные музыкальные клипы, а кинопоказ строился на приобре­тенных видеокассетах с западными кинофильмами. 

Затем в эфире стали появляться новостные передачи, потом информационно-аналитические еженедельные обозрения, детские передачи типа «Спокойной ночи, малыши», культурно-просветительские, научно-популярные и т. д. 

Рас­ширение контента вызвало необходимость расширения творческого штата телекомпаний: появились свои ведущие, репортеры, режиссеры, операторы… Необходимость заполнения эфира вызвало к жизни такое явление, как вещание на платформе каналов-партнеров (чаще всего в их роли выступали негосударственные российские телеканалы и межго­сударственный телеканал «Мир»). 

Серьезным вызовом для региональ­ных вещателей стало отсутствие собственной современной технической базы для производства контента, приобретение которого требовало зна­чительных финансовых средств. Нехватка финансирования – бич регионального телевидения. Это вынуждает местных вещателей заниматься не только созданием контента, но и оказанием других услуг населению: укладка кабеля, ремонты, туристический бизнес, торговля и т. д. Поми­мо сложностей с оригинальным контентом, серьезной проблемой оста­ется низкий профессиональный уровень журналистского корпуса.

Но, на наш взгляд, сейчас региональное телевидении начинает справляться с данными проблемами, постепенно наращивая объем соб­ственного вещания. Среди лидеров у нас в республике находится теле­канал «Лида-ТВ», неоднократный лауреат Национального конкурса «Телевершина» и других международных фестивалей; телеканал «СТК» (Солигорск), «Буг-ТВ» (Брест), «Скиф» (Орша) и ряд других. 

Рынок регионального телевещания в Беларуси продолжает расширяться. За последние годы были зарегистрированы программы «Светлое ТВ» в Борисове, «Твой Островец», «Бобруйск 360», «Пружаны ТВ» и др. Раз­вивается и содержательный компонент регионального телевидения. Анализ региональных программ показывает, что происходят качествен­ные изменения, связанные с новыми тенденциями в информационной сфере. Местные тележурналисты стали больше внимания проявлять к жизни и проблемам рядового гражданина, благодаря чему на экране пред­ставлен более широкий круг героев, жизненных ситуаций и проблем.

Говоря о нынешнем состоянии регионального телевидения, нельзя не отметить, что на государственном уровне постоянно уделяется внимание к развитию данной отрасли. Так, Министерство информации Республи­ки Беларусь большое внимание уделяет вопросам кадрового обеспечения региональных телеканалов. Все руководители сдают Государственной комиссии экзамен на профессиональную зрелость, творческую состоя­тельность, проходят процедуру лицензирования своих СМИ. Кроме того, Министерство проводит различные творческие конкурсы, которые спо­собствуют росту профессионального мастерства, обмену опытом.

В этой связи хотелось бы пожелать возобновить Национальный кон­курс «Телевершина», инициатором создания которого в свое время вы­ступило Министерство информации. Для региональных телевещателей он являлся отличной площадкой для демонстрации своих достижений, хорошей профессиональной школой, помогал определить направления развития.

Таким образом, региональное телевидение играет важную роль в си­стеме СМИ республики, поскольку в значительной мере расширяет ин­формационную повестку дня за счет освещения вопросов местной жизни, тех задач, что стоят на повестке дня каждого отдельно взятого района или города. А вся практика работы региональных телевизионных каналов по­казывает, что существует положительная динамика в их развитии.

В.Г.Булацкий, БГУ 

Информация подготовлена по материалам Республиканской научно-практической конференции «Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: от локальной проблематики к информационной безопасности государства»

Информация подготовлена по материалам mediana.by.

Опубликовано:
Просмотров:
891