Геннадий Казакевич: Наркомания – прежде всего болезнь, а потом преступление

Геннадий Казакевич: Наркомания – прежде всего болезнь, а потом преступление

В конце прошлого года Министерство информации и Министерство внутренних дел подписали информационную стратегию по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Беларуси на 2020–2025 годы. О предпосылках ее создания, специальной подготовке журналистов и о работе по выявлению наркоторговцев в интернете «Журналисту» рассказал Геннадий Казакевич, начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД.

– Какие были предпосылки создания этой стратегии?

– В нашей стране более 90% наркотиков и психотропов распространяется в интернете. Мы пришли к пониманию, что эффективное противодействие этому злу невозможно без изменения подходов к профилактике и предупреждению. А информационная компонента – неотъемлемая часть превенции. Интернет используется не только для вовлечения потребителей, но и для привлечения распространителей. Соответственно, те приемы и методы, которые используют наркодилеры, намного современнее тех приемов и методов профилактики, которые используем мы.

Наша цель – формирование стойкого негативного отношения в обществе к употреблению наркотиков. Традиционными методами невозможно этого добиться. Потому что часть граждан будут говорить «трава не наркотик», часть граждан будут созависимыми, а часть – это матери-328, дети которых сидят. Эти люди будут воспринимать наркотики как личную проблему либо личную свободу, которой хотят добиться.

За первые 10 месяцев прошлого года у нас было 1624 выступления в СМИ. Но мы проигрываем, потому что в основном выступаем на бумаге, на радио, на телевидении, а все эти типы СМИ теряют популярность. Граждане все больше и больше черпают информацию из интернета. Не говоря уже о том, что виртуальное пространство становится неотъемлемой частью сознания молодых людей. К сожалению, это сознание зачастую является пронаркотическим. Наркотик становится продуктом потребления: транслируются речи, что употребление легких наркотиков – это не плохо, что наркотическая вечеринка – это вроде как уже нормально, а от этого люди гибнут.

Мы проанализировали проделанную работу не только с точки зрения типов СМИ, но и с точки зрения форм подачи информации. И пришли к выводу, что, во-первых, формы разрозненные, а во-вторых, многочисленные. Но точечные информационные поводы не достигают цели. С другой стороны, таким образом мы создаем еще проблему – проблему стигматизации и связанную с ней проблему латентности. Вот пример: официально на учете состоит 12,5 тысячи наркозависимых. На самом деле их в разы больше. Коэффициент латентности, который мы сами же и рассчитали, – 6,9 – говорит о том, что их 88,5 тысячи. И как достучаться до них? Я сомневаюсь, что они смотрят наше телевидение и читают газеты.

Чтобы изменить форму коммуникации, нужна помощь специалистов. Информационная стратегия – это последовательность действий всех заинтересованных по изменению форм и методов профилактики наркопотребления. Основным разработчиком выступило Министерство информации. Чтобы грамотно освещать ту или иную тему, нужно прежде всего ее понимать. А для этого необходимо подготовить пул специалистов, которые будут владеть ситуацией. Именно с этого мы и хотим начать.

Материал полностью читайте в новом номере журнала «Журналист» (№1\2020).

Информация подготовлена по материалам журнала «Журналист»

Опубликовано:
Просмотров:
1 019