Интервью с автором книги «Трон» Иваном Саверченко

Интервью с автором книги «Трон» Иваном Саверченко

В издательстве «Беларусь» вышла художественная книга, посвященная белорусской истории  Х—ХIII веков, — «Трон» Ивана Васильевича Саверченко — писателя, доктора филологических наук, профессора, директора Института литературоведения имени Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси, автора более 300 научных работ, в том числе 12 книг, лауреата премии Национальной академии наук Беларуси. Предлагаем вашему вниманию интервью с автором.

— Добрый день, Иван Васильевич! В своей книге Вы в деталях воссоздали страницы древней истории Беларуси Х—ХIII веков. Хотя она рассчитана на школьников, учителей и широкий круг читателей у меня создалось впечатление, что издание могло бы очень помочь работникам сферы театра и кино в создании исторических спектаклей и фильмов, потому что в произведениях, включенных в книгу, четко отражен быт наших предков, реконструированы их древние мифологические представления и верования, подробно описаны характеры, действия и поступки известных исторических личностей. Сколько времени ушло на изучение этих тем? И что было для этого сделано?

  — Работа над каждой из повестей занимала примерно по два года. Но в них, конечно, нашел воплощение весь мой многолетний научный опыт, продолжительные занятия филологией и историей, тщательное изучение нашей древней культуры и фольклора, археологических памятников и раритетных документов. На каком-то этапе моих научных и творческих изысканий у меня возникло непреодолимое желание рассказать о прошлых веках более объемно, детально и красочно. Именно литература, язык художественного творчества, синтетического по своей природе, как раз и является тем замечательным видом искусства, который позволяет воссоздать максимально полную картину жизни, реконструировать эпоху и представить современному читателю выдающихся исторических личностей прошлого.

Занятие исторической прозой  —  совсем не простое дело.  Нужно иметь достаточный жизненный опыт, всесторонние и разнообразные знания, чувство географии и многое другое. Меня оно увлекает и приносит внутреннее удовольствие. Литературное мастерство, конечно, требует постоянного совершенствования, поиска новых техник, тщательной работы над стилем.

Иван Саверченко на открытии Международной научной конференции «Симеон Полоцкий в культурном пространстве восточных славян». Февраль 2020 года 

— Книга включает в себя легенду «Сокровище кривичей», повесть «Золотой амулет» и мистерию «Трон».  Первое произведение повествует об отце Рогнеды — Рогволоде, второе — о Всеславе Чародее, третье — о князе Миндовге. Скажите, кто из этих исторических личностей для Вас наиболее интересен и почему?

 — Главные герои повестей — выдающиеся личности белорусской земли, которые оставили заметный след в национальной истории. Каждый из них заслуживает признания и надлежащего уважения потомков. Князь Рогволод — первый известный властитель Полоцкого княжества. Он княжил с 945 до 978 года. Мне было интересно раскрыть загадку его происхождения, а также рассказать о подвигах и свершениях.

Второй полоцкий князь — Всеслав Чародей — легендарная, эпическая личность. Он оказал огромное влияние на становление Полоцкого государства, формирование институтов власти — суда и регулярной армии. Всеслав Брячиславич (1044—1101) — исключительно влиятельный политический деятель, внесший решающий вклад в развитие дипломатических и торговых отношений Полоцкой земли с соседними городами и народами.

Главный герой готической мистерии «Трон»— князь Миндовг (1200—1263) – выдающийся военноначальник и блестящий организатор ряда победных военных кампаний. Он осуществил централизацию разрозненных городов и княжеств вокруг Новогрудской земли, заложил фундамент мощной европейской державы — Великого Княжества Литовского. Именно Миндовг закрыл путь туменам Золотой Орды на земли Беларуси (сеча на реке Окуневка в 1240 году; разгром армии Бурундая в 1258 году), а также сдержал агрессию галицко-волынских князей. Он дал отпор немецким рыцарям-крестоносцам в битвах при Сауле (1236 год) и Дурбе (1260 год). В течение жизни Миндовг мужественно боролся за суверенитет Отчизны, многое сделал для сохранения ее независимости от внешних врагов и завоевателей.

Печать Миндовга. Середина XIII века

 

—   На основе  каких исторических документов было написано каждое из Ваших литературных произведений, включенных в книгу?

— Мною тщательно изучены все летописные сведения о той эпохе, а также древние грамоты и памятники деловой письменности.

Очень важно критически подходить к письменным источникам, особенно летописным, что мне как ученому хорошо известно. Например, в галицко-волынском летописании новогрудский князь Миндовг — первый коронованный белорусский властитель, предстает как отрицательный герой, всячески унижается и оскорбляется. Нужно понимать, что автор летописной повести являлся личностью, приближенной к галицко-волынским князьям, которые попали в зависимость от Орды и непрестанно воевали с Миндовгом. Отсюда его пренебрежительное отношение к Миндовгу. Многие современные писатели и даже отдельные историки, не понимая природы летописания, его поэтики, субъективности оценок древних летописцев, попадают в ловушку и бездумно повторяют всякие несуразности.

— Ваша книга содержит документально подтвержденную информацию, но насколько все же Вам пришлось опираться на собственную фантазию и логику?

—  Все исторические факты, известные современной науке, мною детально изучены и обработаны. Но для того чтобы объяснить многие явления прошлого, понадобилась творческая фантазия и воображение. Написанные мной повести — конечно, плод моего видения исторических событий и обстоятельств, авторская концепция причин и мотивов поведения героев.

— Вы являетесь также автором книг о памятниках письменности и литературы Беларуси, включающих период Х—ХIII веков. Что характерно для повествований тех времен, если сравнить их с современными литературными источниками?

— К числу шедевров древней национальной прозы принадлежит гениальное «Житие Евфросиньи Полоцкой», произведения Кирилла Туровского, а также многочисленные воинские повести, мистические сочинения, слова и хождения, диариуши и мемуары. Мне понятна художественная стратегия древних авторов, их творческие доминанты, литературные приемы, техника и стиль. Практически все наиболее значимые древние памятники мною досконально изучены, даже переведены на современный белорусский язык и изданы в книге: «Шэдэўры пісьменства і літаратуры Беларусі X—XVII стагоддзяў» (2016).  Я также перевел их на русский язык и опубликовал в капитальном томе «Памятники литературы Беларуси X—XVIII веков» (2013). Совсем недавно вышла в свет моя монография «Магія слова. Беларускія пісьменнікі XII—XVII стст.» (2019), в которой детально, но в то же время кратко и доступно говорится о творческой манере наших древних мастеров слова. Язык и эстетика современной художественной прозы — иные, литература во многом эволюционировала. Хотя некоторые приемы древних авторов мне представлялись вполне пригодными и уместными в историческом дискурсе. Насколько удачно – судить требовательным читателям и специалистам.

Фрагмент Жития Евфросиньи Полоцкой. Рукопись XV века

— С каким самым древним подлинным историческим документом Вам приходилось работать? Каковыми были Ваши ощущения при работе с ним?

 — Неизгладимое впечатление на меня произвели рукописные книги государственного архива Великого Княжества Литовского, известного в исторической науке как Литовская метрика. Значительная его часть до настоящего времени хранится в Москве в Центральном государственном архиве древних актов, где я с ними и работал, делал необходимые копии. Большинство документов Литовской метрики написаны на старобелорусском языке, что действительно восхищало и вдохновляло.

Но наиболее сильные эмоции у меня вызвало знакомство с оригиналом Полоцкого Евангелия XII века, которое справедливо считается первокнигой белорусской нации. Оно, вероятно, создано благодаря стараниям великой просветительницы Евфросиньи Полоцкой. Судя по сохранности, шедевр древней письменности, по-видимому, долгое время находился в Полоцком Софийском соборе, откуда попал в Московское княжество после разграбления Софийской библиотеки войсками Ивана IV Грозного в феврале 1563 года. Сейчас оно находится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, где я имел удовольствие работать не только с Полоцким Евангелием, но и со многими раритетными памятниками белорусской письменности во время неоднократных научных  командировок.

— Какие загадки белорусской истории Вы бы еще хотели раскрыть?

— Мне очень хочется завершить работу над историко-документальными хрониками, в которых отражается период расцвета Белорусского государства — замечательная и вдохновенная эпоха Ренессанса. Это насыщенное героическими и драматическими событиями время княжения ярких личностей — Витовта Великого, Казимира Ягайловича,  Александра Доброго и  Жигимонта I Старого. Исследования и изучение материалов в основном завершены. В хрониках с привлечением новых источников раскрываются многие забытые и вовсе неизвестные страницы насыщенной и великой истории белорусского народа.

 — Временам Рогволода и Рогнеды посвящен российский художественный фильм-драма режиссера Андрея Кравчука «Викинг» (2016). В историческом плане это, конечно, недостоверная картина, но все же интересно Ваше мнение о ней?

— С удовольствием и почти профессиональным интересом смотрю исторические фильмы — и российские, и западные. Киноискусство взаимосвязано с литературой, сильно коррелирует с ней, но это все же другой художественный язык, иная поэтика. Фильм режиссера Андрея Кравчука «Викинг» не очень понравился, как раз из-за отсутствия добротной литературной основы. В нем нет проработанного сюжета и ярких характеров, простое нагромождение событий. Подлинное искусство требует больших духовных усилий, глубокого понимания жизни, человека и обстоятельств, а главное — призвания и мастерства.

Миниатюра с изображением князя Рогволода и его дочери Рогнеды из Радзивилловской летописи

— Если бы у Вас была возможность, то в создании какого исторического фильма Вы бы хотели поучаствовать?

— Нам, конечно, нужны национальные исторические фильмы, как художественные, так и документальные. Через киноискусство представляется возможным более глубоко осмыслить прошлое народа, проследить путь, пройденный нацией. В качестве главных киногероев могут выступать, к примеру, великий канцлер Лев Сапега и князь Витовт. Мой личный вклад может заключаться в работе над киносценариями.

— Большое спасибо за ответы! Желаем Вам новых творческих успехов!

Интервью провела ведущий редактор издательства "Беларусь" Алеся Коршак.

Информация подготовлена по материалам издательства "Беларусь".

Опубликовано:
Просмотров:
1 865