Профессор Александр Ивановский об информационной безопасности

Профессор Александр Ивановский об информационной безопасности

Информационная независимость нашей страны получила дополнительную защиту. На неделе Президент утвердил Концепцию информационной безопасности. Одним из ее разработчиков был член научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Беларуси, доктор технических наук, профессор Александр Ивановский. В интервью “НГ” он рассказал о том, зачем понадобилось создание концепции, в чем ее особенности и как она будет работать.



— Александр Владимирович, еще 25 лет назад ни у кого из нас не было даже мобильного телефона. А сегодня мы говорим уже о технологиях 5G, электронном правительстве. За короткое время мир претерпел колоссальные изменения. И на первый план уже выходит информационная безопасность, поскольку практически все военные конфликты в нашу эпоху начинаются именно с информационного противоборства. В связи с этим как бы вы определили главную цель принятой концепции?

— Прежде всего отмечу, что над этим документом трудилась большая группа специалистов, представителей государственных и силовых структур, ученых, экспертов в области ИT-технологий и СМИ. Всего более 250 человек. Работа длилась не один год. Были и споры, и дискуссии. Безусловно, анализировали мировой опыт, брали лучшее. Но в целом получился уникальный национальный продукт, определяющий стратегические цели и приоритеты в области обеспечения информационной безопасности, а также необходимые для этого меры.

Действительно, цифровизация общества с каждым годом набирает обороты. Помимо всех плюсов, она несет в себе новые риски и вызовы. Крупные центры силы, влиятельные игроки вкладывают колоссальные средства в информационное противоборство. Военизированные группировки, которые этим занимаются, насчитывают десятки тысяч человек. Беларусь не изолирована от мира, и мы в последнее время все чаще начинаем чувствовать на себе информационное давление с Востока и с Запада, с Севера и с Юга. В значительной степени это связано с возросшей ролью виртуального сетевого сообщества, так называемых независимых интернет-ресурсов. Их позиция отражает, как правило, мнение только отдельных групп людей. Это вызывает определенную обеспокоенность и требует адекватной реакции и эффективного регулирования этой сферы.

— Насколько все же мы оказались готовы к новой реальности?

— Первые научные статьи по этому направлению мои магистранты писали еще несколько лет назад. К сожалению, до сих пор информационная безопасность как обособленный феномен и нормативный институт в правовых отношениях у нас присутствует недостаточно. Эта категория встречается в Уголовном кодексе, где фактически подменяет более узкое понятие “компьютерная безопасность”, а также в актах, ратифицирующих международные соглашения со странами СНГ.

У нас имеются наработки в большей степени по кибербезопасности, всего того, что касается софта и харда (компьютерного “железа” и программного обеспечения к нему). Что же касается контента, здесь есть еще целый ряд вопросов, которые необходимо решать. Надо понимать, что изменения в ИT-сфере столь стремительны, что за год происходит существенное обновление всей картины. И проблема здесь еще и в том, что обработка информации, ее анализ должны идти в реальном масштабе времени. Над этим тоже надо работать. Смена технологических укладов резко приводит к смене подходов к управлению вообще, в том числе к государственному. Сегодня информация в коммерческих ИT-структурах прокручивается в десятки раз быстрее, чем в госсекторе. Существует проблема формирования нормативной базы. Процедура внесения изменений в правовой документ растягивается на год. А за этот год происходят значительные изменения.

— Электронные ресурсы и интернет-сервисы нередко используются для навязывания порой сомнительных стандартов через так называемую публичную сетевую дипломатию — то есть через соцсети распространяются экстремистские идеи, разжигаются социальные протесты, вербуются смертники и так далее. Тому пример серия революций, переворотов и гражданских конфликтов в Египте, Ираке, Ливии, Сирии. Означает ли это, что названные государства проиграли информационную войну? Как нам обезопасить себя от таких воздействий?

— Интернет сегодня — это не просто основной источник информации для массовой аудитории. Но еще и действенный инструмент мобилизации и психологического влияния на общество. Поэтому и требуется активное и эффективное присутствие государства в сети. Исследования по той же “арабской весне” показали, что ее катализатором послужила вовсе не бедность населения. Ведь социальная защищенность, уровень жизни в ряде арабских государств были даже выше, чем в некоторых странах Европы. Речь идет совсем о других процессах, которые были инициированы и срежиссированы из-за рубежа. Подготовка специалистов для этих акций велась заранее, цели были глубинные, связанные с дестабилизацией региона, сменой власти посредством взаимодействия и коммуникации в сетях. Руководство этих стран оказалось не готово к таким формам борьбы. Госструктуры должны давать быстрый и адекватный ответ на подобные попытки расшатать государство. При этом действовать желательно на упреждение, а не тогда, когда вирус “хаоса и беспорядков” запущен в сеть.

Что касается нашей страны, то мы “созрели” для того, чтобы заняться этим вопросом. Яркое тому подтверждение — создание этой концепции, указывающей цели и направления, по которым предстоит работать. Безусловно, в развитие этой стратегии надо разрабатывать подзаконные акты, нормативные и локальные документы. Концепция создает предпосылки для внесения необходимых и превентивных изменений на правовом и нормативном уровнях.

Интернет-пространство, любые новые технологии в этой сфере надо регулиро­вать. Этот процесс схож с развитием автомобилизации. Впервые машина сбила женщину в Великобритании, причем на скорости всего три километра в час. ­Тогда приняли решение о том, чтобы человек с красным флажком шел впереди автомобиля и расчищал ему путь. Прошло время. Созданы правила дорожного движения, придуманы светофоры, знаки, разметка. И сегодня при соблюдении правил дорожное движение стало безопасным.

— Все более изощренным инструментом влияния на общество становятся фейковые новости. В принципе, эта проблема не нова. Газетные утки, слухи и домыслы существовали всегда. Почему вдруг сегодня им такое внимание?

— Я уже как-то приводил в качестве примера сюжет о том, что Москва отменила полеты в Минск. Именно так подали заголовок некоторые ресурсы. Более ответственные издания написали о плохой погоде, в связи с чем в московских аэропортах отменили 130 рейсов, и часть из них на Минск. То есть последнее сообщение отражало реальную картину. А первое имело явный провокационный характер, желание придать больше остроты горячей и без этого теме и получить соответствующие дивиденды.

Можно, конечно, и, наверное, нужно ужесточать законодательство за распространение фейков. Привлекать к ответственности виновных, блокировать ресурсы, нарушающие закон. Но слово — не воробей. Оно оставляет свой след, формирует в сознании определенный образ. И разрушить его потом очень тяжело. Поэтому на первое место должно все же выйти своевременное распространение достоверной информации. А для этого надо увеличивать технологические возможности отечественных СМИ на медийном поле, повышать доверие к ним, улучшать качество и увеличивать объемы национального контента.

В связи с этим в концепции и формулируется понятие “информационный суверенитет”, который понимается как способность государства на своей территории защитить гражданина от воздействия глобального информационного купола, нависшего над сетевыми ресурсами нашей страны.
картинка

Вторая вещь — тоже совершенно новая — связана c информационным нейтралитетом. Беларусь не является инициатором распространения деструктивного контента на территории других государств и мирового информационного пространства. Это не говорит о том, что мы отказываемся от адекватного ответа, если по нам будет нанесен такой удар. Но мы не ввязываемся в процессы, нарушающие стабильность других государств. Этот принцип основан на существующей практике и понимании того, что наращивание информационного противоборства, противостояния неминуемо ведет к ухудшению международной обстановки.


— С другой стороны, мы также должны присутствовать на чужом информационном поле, доносить свою позицию, рассказывать о себе, чтобы о нашей стране складывалось объективное представление. Это ведь тоже элемент информационной безопасности.

— Совершенно верно. Однако успехи у нас тут пока не очень большие. Понятно, что все государства крайне осторожно относятся к тому, чтобы допустить на свое медийное поле других игроков. Но как понимать тот факт, что информация белорусского канала под разными предлогами не присутствует в России? Это по меньшей мере странно, учитывая наши союзнические отношения.

Конечно, мы должны активнее продвигать себя в мире, показывать имидж страны и не только через СМИ. Все, кто бывал за границей, невольно сравнивают их жизнь и нашу и видят, что на самом деле у нас не все так плохо, и живем мы, в принципе, не хуже. Разумеется, мир не идеален, в нем не только белые и черные краски. Но свои национальные интересы нам надо учиться всячески защищать и продвигать.