Редизайн газеты «СБ. Беларусь сегодня»: улучшения и точки роста

Редизайн газеты «СБ. Беларусь сегодня»: улучшения и точки роста

Современные газеты должны адаптироваться к условиям большой конкуренции среди медиа. Редизайн издания – один из способов борьбы за читателя.

2 августа 2019 года газета «СБ. Беларусь сегодня» вышла в обновлен­ном дизайне. Сравним последний до редизайна номер газеты (№ 143, четверг, 01.08.2019) и номер газеты спустя почти месяц после редизайна (№ 163, четверг, 29.08.2019).

24.01.2020 1

Логотип газеты. Убрана красная рамка вокруг логотипа. В случаях, когда логотип с выходными данными заходит на иллюстрации первой полосы, его выделение обеспечивает воздух вокруг него в форме прямо­угольника с полукругом справа, что делает оформление более легким. Появилось охранное поле вокруг логотипа. Крупные буквы «СБ» оста­лись в прежнем дизайне. Название «Беларусь сегодня» поменяло шрифт на более читабельный и цвет с красного на черный, чем устранен избы­ток красного цвета в логотипе. Выходные сведения рядом с логотипом также сделаны более читабельным шрифтом, сделан больший акцент на сайт издания, что соответствует современным тенденциям. Изображе­ние ордена Трудового Красного Знамени стало крупнее, но, к сожале­нию, не нашло своего уверенного места в композиции, зависнув слева между «СБ» и «Беларусь сегодня». Возможно, целесообразнее было бы его разместить рядом с написанием «Беларусь сегодня». Здесь, однако, есть еще один аспект: орден вручался газете под названием «Советская Белоруссия». Логотип на последней полосе с копирайтом по-прежнему не соответствует дизайну и компоновке логотипа на первой полосе.

Анонсы и публикации первой полосы. В обновленном дизай­не газеты принципы построения первой полосы не изменились. По-прежнему отсутствует система анонсирования публикаций номера. На полосе размещаются тексты одной-двух публикаций, которые могут продолжаться на внутренних полосах или заканчиваться на первой. Та­кой подход облегчает работу редакции: не надо придумывать еще один комплект заголовков и подзаголовков для анонсирования, подбирать ил­люстрации и т. д. Однако сегодня некоторые коммерческие газеты дела­ют первые полосы с многочисленными анонсами публикаций номера, направленными на разные социальные группы людей, что способствует их успешной продаже.

Ссылки на внутренние полосы («Стр. 2», «Стр. 14») оформлены чер­ным шрифтом по белому с красными линиями (слэшами) по краям. Вы­глядит это легче, чем предыдущий вариант – белым шрифтом на красном прямоугольнике с закругленными краями. В остальном верстка публика­ций первой полосы соответствует оформлению внутренних полос.

24.01.2020 2

Полосные рубрики стали верстаться другим, менее жирным шриф­том, цвет их остался красным, что значительно не повлияло на вос­приятие.

В колонтитулах, частью которых являются полосные рубрики, про­изошли более существенные изменения. Убран громоздкий логотип, достигнуто шрифтовое единство, дата выхода и сайт стали более чи­табельными. Не исправлена, однако, оформительская ошибка: номера страниц на нечетных страницах находятся слева, возле корешка. Для того, чтобы увидеть номер страницы при таком колонтитуле, читателю надо раскрывать разворот целиком, что не соответствует эргономике многостраничных изданий.

Рубрики. Стали набираться строчным шрифтом черного цвета, что выглядит аккуратнее предыдущих красных прописного жирного начер­тания. Слева от рубрики появилась пиктограмма «стрелка в круге» крас­ного цвета, а справа тонкая черная линия. На наш взгляд, много элемен­тов в дизайне рубрики не улучшает восприятие информации. Рубрики размещаются на разных полосах по-разному: по центру публикации или слева с отступом от края. Этот отступ никак не сочетается с другими отступами в верстке.

Заголовки. В новом, более легком, дизайне редакция не отказыва­ется от громоздких заголовков акцидентным рубленым шрифтом типа Impact. Добавляется второй шрифт заголовков с засечками, который по сравнению с первым выглядит намного легче. Логика чередования этих шрифтов при верстке непонятна. Заголовок «Сотрудничество по всем направлениям» на 1-й полосе набран акцидентным шрифтом, а на 2-й он же повторяется с засечками. Заголовок «Семь пролетов над Сожем», наоборот, на 1-й полосе с засечками, а на 14-й – акцидентный. В других номерах газеты встречаются заголовки, набранные одинаковыми шриф­тами на 1-й и внутренних полосах.

На отдельных разворотах акцидентные заголовки выглядят как глав­ные по отношению к светлым, хотя это разные публикации.

Нет единого подхода к выключке заголовков. Почти по всему № 163 заголовки выровнены по левому краю, а на странице 11 – по центру. Акцидентные заголовки по-прежнему иногда частично заходят на фото­графии, что выглядит неаккуратно (с. 9 вверху).

Существует стереотип, что дизайн издания – это прежде всего тех­ническое оформление, никак не связанное с содержательными компо­нентами. Однако архитектоника газеты как целостного произведения определяет непосредственную связь внутреннего (содержательного) и внешнего (оформительского).

24.01.2020 3

Обновленный дизайн не привнес изменений в содержание заголов­ков. По-прежнему широко используются клише. В № 163 это: «Сотруд­ничество по всем направлениям», «Предметный разговор», «Собрать максимум», «К юбилею – с перспективами».

Подзаголовки. На весь № 163 только один подзаголовок. К заголов­ку «Собрать максимум» есть подзаголовок «Вклад комбайнов холдин­га “ГОМСЕЛЬМАШ” в жатву-2019». Остальные заголовки не имеют подзаголовков. Их наличие позволило бы читателю быстрее ориентиро­ваться в содержании газеты.

Лиды. В газете по-прежнему используется два вида лидов – крупнее и мельче. Это вполне оправданное решение для разного размера публи­каций, широко применяемое в западной прессе. Крупный лид стал еще крупнее, но светлым начертанием; мелкий лид сделан жирным шриф­том размером основного текста. Оба варианта выполнены рубленым шрифтом в отличие от предыдущего с засечками. Крупный лид сделан без абзацного отступа и выделен не только шрифтом, но и выключкой влево. Мелкий лид набран с абзацным отступом и выключкой по форма­ту, что не соответствует современным тенденциям верстки газет.

Для лучшего выделения лида относительно основного текста целе­сообразна верстка с выключкой влево. Абзацные отступы в начале лида и в первом абзаце после него в современной прессе, как правило, не применяются, а текст от лида отбивается пустой строкой. При использо­вании в «СБ» мелких лидов отбивка после них отсутствует.

Врезки. На смену архаичным рамкам с тенями пришли более со­временные квадратные скобки для выделения врезок. Шрифт врезок в квадратных скобках не отличается от шрифта основного текста. Второй вид врезок выполнен крупным шрифтом, таким же кеглем, как и круп­ный лид, но более жирным начертанием. Лиды дополнительно выделе­ны снизу толстой линией под углом в несколько градусов. Этот способ выделения, пожалуй, оригинальная разработка дизайнеров «СБ». К со­жалению, он не сочетается с другими элементами дизайна. Разве что со слэшами в колонтитуле по цвету. Но углы наклона и толщина этих линий разные.

Основная проблема верстки врезок заключается в том, что они по-прежнему разрывают колонки основного текста.

Основной текст. Шрифт основного текста заменен на рубленый. Новая гарнитура стала намного более читабельной. Но заметны ее не­которые недостатки для верстки. Широкое очко новой гарнитуры не по­зволяет заверстывать материалы на 6 колонок, что уменьшает возмож­ность маневра при верстке. При 5-колоннике в тексте много переносов.

Использование в верстке слишком длинных строк усложняет читате­лю восприятие материала. При переходе на следующую строку взгляд не всегда фокусируется на месте продолжения текста. Такие примеры можно увидеть на страницах 1, 4, 8, 9, 15.

Согласно утверждениям Т. Харроуэра, изложенным в «Настольной книге газетного дизайнера», а также эмпирическим исследованиям автора более 50 наименований известных газет, среди которых «The New York Times», «Le Parisien», «Le Monde», «Berlinske», «Corriere Del­la Sera», «Svenska Dagbladet», «Expressen», «Aftonbladet», «Die Welt», «Bild», «Известия», «РБК», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др., оптимальная длина строки в газете – 25–35 символов, включая пробелы.

Иллюстрирование. В подходах к иллюстрированию в газете ниче­го не поменялось. По-прежнему не на всех полосах и разворотах есть ведущие (главные) фотографии. Не все фотографии подписаны. Нет единого подхода к комментариям к фото. Некоторые расположены пря­мо на снимках на высветленных прямоугольниках, через которые вид­ны элементы фото, что затрудняет прочтение, некоторые – под ними. Красная пиктограмма фотоаппарата слева от подписи к фото объясняет очевидное: совершенно понятно, что под или на фотографии размещена подпись к ней же. Иллюстрирование в основном ограничивается фото­графиями.

Периферийные элементы. От рамок с тенями, к сожалению, пол­ностью уйти не удалось. На развороте 8–9 каждый блок публикации заключен в такую рамку. В остальных случаях материалы обиваются тонкими черными линиями в увеличенном межколоннике. Непонятно назначение черного прямоугольника с крупными белыми квадратами внутри на 10-й странице № 163 рядом с подписью «Больше фото… …смотрите на сайте www.sb.by». Возможно, это неудачно отпечатанный QR-код, но это изображение при сканировании не выдает адреса сайта.

Единство стиля с сайтом газеты. Ведущие зарубежные издания традиционно соблюдают единство стиля верстки печатной газеты и ее сайта. В этом году сайт sb.by также претерпел редизайн. Можно было бы рассчитывать, что крупнейшая газета издательского дома будет сделана в том же ключе. Однако признаков единства стиля дизайна сайта и газеты не наблюдается. Возможно, редакцией предполагается, что сайт sb.by существует отдельно от газет холдинга, но тогда сложным представляется его продвижение. Ведь читатели, как правило, становятся приверженцами определенных газет, а не целого издательского домаВыводы. В последнее время заметно стремление редакции газеты к преобразованиям. Эта работа сложная и может занимать много времени и сил. Новый дизайн в целом сделал газету более светлой и читабель­ной. Можно констатировать, что дизайн, менявшийся ранее в сторону таблоидной верстки, стал дрейфовать в сторону традиционной газеты, что уместно для такого авторитетного издания. При очевидных досто­инствах редизайна следует отметить точки роста в этой области.

1. Логотип и выходные сведения на первой полосе стали более акку­ратными, но не найдено место для ордена. На последней полосе логотип отличается от того, что на первой. На 1-й полосе нет анонсов публика­ций номера, что снижает конкурентоспособность газеты в продаже.

2. Заголовочный комплекс изменился, однако каждому из его элемен­тов необходима доработка. Основные проблемы: нет четких правил ис­пользования заголовков разных шрифтов, врезки разрывают текстовые колонки, почти не встречаются подзаголовки.

3. Верстку основного текста предпочтительно осуществлять с уче­том длины строки. Материалы с длинными строками лучше разбивать на колонки.

4. Главное улучшение – более читабельный шрифт основного текста. Но можно скорректировать верстку, не допуская длинных строк в бло­ках текста и разрыва колонок врезками и иллюстрациями.

5. На полосе или развороте для создания акцентов в газете предпо­чтительно выделять одну главную (ведущую) иллюстрацию, в разы бо­лее крупную, чем остальные.

6. По состоянию на 04.09.2019 на сайте используется старая версия логотипа. Сайт в целом не похож на оформление газеты. Для поддержки и популяризации бренда газеты все его составляющие (печатная версия, сайт, аккаунты в соцсетях и др.) должны быть оформлены в едином стиле.

Д.П.Синявский, БГУ 

Информация подготовлена по материалам mediana.by

Опубликовано:
Просмотров:
1 492