Редизайн газеты «СБ. Беларусь сегодня»: улучшения и точки роста
Современные газеты должны адаптироваться к условиям большой конкуренции среди медиа. Редизайн издания – один из способов борьбы за читателя.
2 августа 2019 года газета «СБ. Беларусь сегодня» вышла в обновленном дизайне. Сравним последний до редизайна номер газеты (№ 143, четверг, 01.08.2019) и номер газеты спустя почти месяц после редизайна (№ 163, четверг, 29.08.2019).
Логотип газеты. Убрана красная рамка вокруг логотипа. В случаях, когда логотип с выходными данными заходит на иллюстрации первой полосы, его выделение обеспечивает воздух вокруг него в форме прямоугольника с полукругом справа, что делает оформление более легким. Появилось охранное поле вокруг логотипа. Крупные буквы «СБ» остались в прежнем дизайне. Название «Беларусь сегодня» поменяло шрифт на более читабельный и цвет с красного на черный, чем устранен избыток красного цвета в логотипе. Выходные сведения рядом с логотипом также сделаны более читабельным шрифтом, сделан больший акцент на сайт издания, что соответствует современным тенденциям. Изображение ордена Трудового Красного Знамени стало крупнее, но, к сожалению, не нашло своего уверенного места в композиции, зависнув слева между «СБ» и «Беларусь сегодня». Возможно, целесообразнее было бы его разместить рядом с написанием «Беларусь сегодня». Здесь, однако, есть еще один аспект: орден вручался газете под названием «Советская Белоруссия». Логотип на последней полосе с копирайтом по-прежнему не соответствует дизайну и компоновке логотипа на первой полосе.
Анонсы и публикации первой полосы. В обновленном дизайне газеты принципы построения первой полосы не изменились. По-прежнему отсутствует система анонсирования публикаций номера. На полосе размещаются тексты одной-двух публикаций, которые могут продолжаться на внутренних полосах или заканчиваться на первой. Такой подход облегчает работу редакции: не надо придумывать еще один комплект заголовков и подзаголовков для анонсирования, подбирать иллюстрации и т. д. Однако сегодня некоторые коммерческие газеты делают первые полосы с многочисленными анонсами публикаций номера, направленными на разные социальные группы людей, что способствует их успешной продаже.
Ссылки на внутренние полосы («Стр. 2», «Стр. 14») оформлены черным шрифтом по белому с красными линиями (слэшами) по краям. Выглядит это легче, чем предыдущий вариант – белым шрифтом на красном прямоугольнике с закругленными краями. В остальном верстка публикаций первой полосы соответствует оформлению внутренних полос.
Полосные рубрики стали верстаться другим, менее жирным шрифтом, цвет их остался красным, что значительно не повлияло на восприятие.
В колонтитулах, частью которых являются полосные рубрики, произошли более существенные изменения. Убран громоздкий логотип, достигнуто шрифтовое единство, дата выхода и сайт стали более читабельными. Не исправлена, однако, оформительская ошибка: номера страниц на нечетных страницах находятся слева, возле корешка. Для того, чтобы увидеть номер страницы при таком колонтитуле, читателю надо раскрывать разворот целиком, что не соответствует эргономике многостраничных изданий.
Рубрики. Стали набираться строчным шрифтом черного цвета, что выглядит аккуратнее предыдущих красных прописного жирного начертания. Слева от рубрики появилась пиктограмма «стрелка в круге» красного цвета, а справа тонкая черная линия. На наш взгляд, много элементов в дизайне рубрики не улучшает восприятие информации. Рубрики размещаются на разных полосах по-разному: по центру публикации или слева с отступом от края. Этот отступ никак не сочетается с другими отступами в верстке.
Заголовки. В новом, более легком, дизайне редакция не отказывается от громоздких заголовков акцидентным рубленым шрифтом типа Impact. Добавляется второй шрифт заголовков с засечками, который по сравнению с первым выглядит намного легче. Логика чередования этих шрифтов при верстке непонятна. Заголовок «Сотрудничество по всем направлениям» на 1-й полосе набран акцидентным шрифтом, а на 2-й он же повторяется с засечками. Заголовок «Семь пролетов над Сожем», наоборот, на 1-й полосе с засечками, а на 14-й – акцидентный. В других номерах газеты встречаются заголовки, набранные одинаковыми шрифтами на 1-й и внутренних полосах.
На отдельных разворотах акцидентные заголовки выглядят как главные по отношению к светлым, хотя это разные публикации.
Нет единого подхода к выключке заголовков. Почти по всему № 163 заголовки выровнены по левому краю, а на странице 11 – по центру. Акцидентные заголовки по-прежнему иногда частично заходят на фотографии, что выглядит неаккуратно (с. 9 вверху).
Существует стереотип, что дизайн издания – это прежде всего техническое оформление, никак не связанное с содержательными компонентами. Однако архитектоника газеты как целостного произведения определяет непосредственную связь внутреннего (содержательного) и внешнего (оформительского).
Обновленный дизайн не привнес изменений в содержание заголовков. По-прежнему широко используются клише. В № 163 это: «Сотрудничество по всем направлениям», «Предметный разговор», «Собрать максимум», «К юбилею – с перспективами».
Подзаголовки. На весь № 163 только один подзаголовок. К заголовку «Собрать максимум» есть подзаголовок «Вклад комбайнов холдинга “ГОМСЕЛЬМАШ” в жатву-2019». Остальные заголовки не имеют подзаголовков. Их наличие позволило бы читателю быстрее ориентироваться в содержании газеты.
Лиды. В газете по-прежнему используется два вида лидов – крупнее и мельче. Это вполне оправданное решение для разного размера публикаций, широко применяемое в западной прессе. Крупный лид стал еще крупнее, но светлым начертанием; мелкий лид сделан жирным шрифтом размером основного текста. Оба варианта выполнены рубленым шрифтом в отличие от предыдущего с засечками. Крупный лид сделан без абзацного отступа и выделен не только шрифтом, но и выключкой влево. Мелкий лид набран с абзацным отступом и выключкой по формату, что не соответствует современным тенденциям верстки газет.
Для лучшего выделения лида относительно основного текста целесообразна верстка с выключкой влево. Абзацные отступы в начале лида и в первом абзаце после него в современной прессе, как правило, не применяются, а текст от лида отбивается пустой строкой. При использовании в «СБ» мелких лидов отбивка после них отсутствует.
Врезки. На смену архаичным рамкам с тенями пришли более современные квадратные скобки для выделения врезок. Шрифт врезок в квадратных скобках не отличается от шрифта основного текста. Второй вид врезок выполнен крупным шрифтом, таким же кеглем, как и крупный лид, но более жирным начертанием. Лиды дополнительно выделены снизу толстой линией под углом в несколько градусов. Этот способ выделения, пожалуй, оригинальная разработка дизайнеров «СБ». К сожалению, он не сочетается с другими элементами дизайна. Разве что со слэшами в колонтитуле по цвету. Но углы наклона и толщина этих линий разные.
Основная проблема верстки врезок заключается в том, что они по-прежнему разрывают колонки основного текста.
Основной текст. Шрифт основного текста заменен на рубленый. Новая гарнитура стала намного более читабельной. Но заметны ее некоторые недостатки для верстки. Широкое очко новой гарнитуры не позволяет заверстывать материалы на 6 колонок, что уменьшает возможность маневра при верстке. При 5-колоннике в тексте много переносов.
Использование в верстке слишком длинных строк усложняет читателю восприятие материала. При переходе на следующую строку взгляд не всегда фокусируется на месте продолжения текста. Такие примеры можно увидеть на страницах 1, 4, 8, 9, 15.
Согласно утверждениям Т. Харроуэра, изложенным в «Настольной книге газетного дизайнера», а также эмпирическим исследованиям автора более 50 наименований известных газет, среди которых «The New York Times», «Le Parisien», «Le Monde», «Berlinske», «Corriere Della Sera», «Svenska Dagbladet», «Expressen», «Aftonbladet», «Die Welt», «Bild», «Известия», «РБК», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др., оптимальная длина строки в газете – 25–35 символов, включая пробелы.
Иллюстрирование. В подходах к иллюстрированию в газете ничего не поменялось. По-прежнему не на всех полосах и разворотах есть ведущие (главные) фотографии. Не все фотографии подписаны. Нет единого подхода к комментариям к фото. Некоторые расположены прямо на снимках на высветленных прямоугольниках, через которые видны элементы фото, что затрудняет прочтение, некоторые – под ними. Красная пиктограмма фотоаппарата слева от подписи к фото объясняет очевидное: совершенно понятно, что под или на фотографии размещена подпись к ней же. Иллюстрирование в основном ограничивается фотографиями.
Периферийные элементы. От рамок с тенями, к сожалению, полностью уйти не удалось. На развороте 8–9 каждый блок публикации заключен в такую рамку. В остальных случаях материалы обиваются тонкими черными линиями в увеличенном межколоннике. Непонятно назначение черного прямоугольника с крупными белыми квадратами внутри на 10-й странице № 163 рядом с подписью «Больше фото… …смотрите на сайте www.sb.by». Возможно, это неудачно отпечатанный QR-код, но это изображение при сканировании не выдает адреса сайта.
Единство стиля с сайтом газеты. Ведущие зарубежные издания традиционно соблюдают единство стиля верстки печатной газеты и ее сайта. В этом году сайт sb.by также претерпел редизайн. Можно было бы рассчитывать, что крупнейшая газета издательского дома будет сделана в том же ключе. Однако признаков единства стиля дизайна сайта и газеты не наблюдается. Возможно, редакцией предполагается, что сайт sb.by существует отдельно от газет холдинга, но тогда сложным представляется его продвижение. Ведь читатели, как правило, становятся приверженцами определенных газет, а не целого издательского домаВыводы. В последнее время заметно стремление редакции газеты к преобразованиям. Эта работа сложная и может занимать много времени и сил. Новый дизайн в целом сделал газету более светлой и читабельной. Можно констатировать, что дизайн, менявшийся ранее в сторону таблоидной верстки, стал дрейфовать в сторону традиционной газеты, что уместно для такого авторитетного издания. При очевидных достоинствах редизайна следует отметить точки роста в этой области.
1. Логотип и выходные сведения на первой полосе стали более аккуратными, но не найдено место для ордена. На последней полосе логотип отличается от того, что на первой. На 1-й полосе нет анонсов публикаций номера, что снижает конкурентоспособность газеты в продаже.
2. Заголовочный комплекс изменился, однако каждому из его элементов необходима доработка. Основные проблемы: нет четких правил использования заголовков разных шрифтов, врезки разрывают текстовые колонки, почти не встречаются подзаголовки.
3. Верстку основного текста предпочтительно осуществлять с учетом длины строки. Материалы с длинными строками лучше разбивать на колонки.
4. Главное улучшение – более читабельный шрифт основного текста. Но можно скорректировать верстку, не допуская длинных строк в блоках текста и разрыва колонок врезками и иллюстрациями.
5. На полосе или развороте для создания акцентов в газете предпочтительно выделять одну главную (ведущую) иллюстрацию, в разы более крупную, чем остальные.
6. По состоянию на 04.09.2019 на сайте используется старая версия логотипа. Сайт в целом не похож на оформление газеты. Для поддержки и популяризации бренда газеты все его составляющие (печатная версия, сайт, аккаунты в соцсетях и др.) должны быть оформлены в едином стиле.
Д.П.Синявский, БГУ
Информация подготовлена по материалам mediana.by